РОДСТВО ТОНОВ

РОДСТВО ТОНОВ
– термин современной спекулятивной теории музыки, под которым подразумевают совокупность отношений между тонами, возникающих из принадлежности их к тому или иному созвуку. Родственными в первой степени (близко-родственными) по отношению к какому-либо тону, называются тоны, могущие принадлежать вместе с ним к одному и тому же созвуку (См.). Так, в первой степени родства с тоном с находятся тоны g, f, е, as, а и es; ибо с: g входят в состав аккорда C-dur или C-moll, c: f – в состав аккорда F-dur или F-moll, с: е – C-dur или A-moll, c: as – As-dur или F-moil, c: a – F-dur или A-moll, c: es – As-dur или C-moll. Тоны, родственные друг другу в 1-й степени, всегда образуют консонанс, но только в том случае, если в самом деле они слушаются и понимаются в смысле того созвука, к которому оба принадлежат (срв. Мнимые консонансы). Родственными во второй степени называются тоны, не принадлежащие к одному созвуку; такие тоны не имеют непосредственной связи друг с другом, взаимное же их отношение может быть установлено лишь при помощи тонов посредствующих, родственных им в первой степени (так напр. родство тонов с и d – устанавливается посредством тона g. находящегося в квинтовом отношении к ним). Пытаться устанавливать еще родство третьей, четвертой и т.д. степеней нет никакого смысла; ибо, все равно, – все тоны, родственные друг к другу не в первой степени, диссонируют один по отношению к другому. Различные же качества таких диссонансов зависят от тех посредствующих моментов, которые дают ключ к пониманию данного интервала. Такими моментами являются не тоны, а созвуки, что приводит нас к рассмотрению родства созвуков (аккордов). Тоны, принадлежащие к близкородственным созвукам, легче понимаются по отношению друг к другу, чем тоны, принадлежащие к созвукам, находящимся во второй степени родства. В первой степени родства находятся между собою: 1) созвуки одинакового наклонения (мажорного или минорного), главные тоны которых близкородственны друг другу; 2) созвуки неодинакового наклонения, из которых один является сменным созвуком по отношению к любому тону другого (т.е. если второй – мажорный аккорд, то первый должен быть минорным аккордом [нижним созвуком], построенным [вниз] от его главного тона [примы], терции или квинты; если же второй – минорный аккорд, то первый должен быть мажорным аккордом [верхним созвуком], построенным [вверх] от его главного тона [примы], терции и квинты) или, обобщая все это, созвуки противоположные, квинтовой смены и терцовой смены; сюда же надо еще прибавить и 3) созвуки вводной смены (См.). Таким образом, по отношению к аккорду C-dur родственными в первой степени являются аккорды: по пункту 1) G-dur, F-dur, E-dur, As-dur, A-dur, Es-dur; по пункту 2) F-moll, C-moll, A-moll и по пункту 3) E-moll; по отношениюже к аккорду A-moll – аккорды: 1) D-moll, E-moll, F-moll, Cis-moll, C-moll, Fis-moll, 2) E-dur, A-dur, C-dur и 3) F-dur. Все остальные аккорды по отношению к аккордам C-dur и A-moll не понимаются нами прямо, а требуют посредствующих или позднейших, объясняющих образований. Родство строев зависит от родства тоник (главных, тонических аккордов) строев; таким образом, в первой степени родства по отношению к строям C-dur и A-moll будут все те строи, тониками которых являются аккорды, выше упомянутые в качестве Близкородственных аккордам C-dur и A-moll. Наоборот, родственными во второй степени по отношению к тональности C-dur будут напр. тональности D-dur, B-dur, H-dur, Des-dur, D-moll, H-moll и другие, еще более далекие строи; по отношению к тональности A-moll: G-moll, H-moll. B-moll, Gis-moll, G-dur, B-dur и т.д. Следует, вообще, заметить, что родство минорных строев гораздо менее использовано композиторами, чем родство мажорных; отчасти это является следствием недостаточно-совершенного знакомства с существом минора, которое было свойственно прежней школе изучения гармонии, – еще М. Гауптман не признает такой же взаимной связи между минорными строями, как между мажорными. о характере строев (тональностей), зависящем от степени родства их с основною гаммой. См. Характеристика строев.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "РОДСТВО ТОНОВ" в других словарях:

  • ФОЛЬЯНИ — (Fogliani), Лудовико (Фольяно), ум. в Модене около 1539; издал сочинение Musica theorica (1529), в котором окончательно формулирована важная и для современной музыки мысль о необходимости различать квинтовое и терцовое родство тонов (мысль эта… …   Музыкальный словарь Римана

  • СОЗВУКОВОЕ СРОДСТВО — (аккордовое сродство), cм. Родство тонов …   Музыкальный словарь Римана

  • СРОДСТВО СТРОЕВ — См. Родство тонов …   Музыкальный словарь Римана

  • Тональность —         (франц. tonalite, нем. Tonalitat, также Tonart).         1) Высотное положение лада (определение И. В. Способина, 1951, по идее Б. Л. Яворского; напр., в C dur С обозначение высоты осн. тона лада, a dur мажор характеристика лада).… …   Музыкальная энциклопедия

  • ГОЛОС — ГОЛОС, всеобщее понятие, объединяющее звуки, исходящие из гортани человека, независимо от того, предназначаются ли они для выражения мысли и чувства или же являются в результате неосознанных рефлекторных мышечных движений. В развитии Г. должно… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз)         вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… …   Большая советская энциклопедия

  • Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз)         вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… …   Большая советская энциклопедия

  • Музыка — В основе этого термина лежит греч. ή μουσική (подразумев. τέχνη искусство), т. е. искусство муз (первично богинь пения и пляски). Позже он получил у греков более широкое значение, в смысле гармонического развития духа вообще, а у нас опять… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Алтайские языки — Алтайская (спорно) Географическое распределение: Восточная, северная, центральная и западная Азия, а также восточная Европа Лингвистическая классификация: Алтайская Ветви: Тюркская …   Википедия

  • Функции ладовые —         значения звуков и созвучий в ладу (высотной системе). Ф. л. представляют собой проявление муз. смысловых связей, посредством к рых достигаются логичность, слаженность муз. целого. В традиции рус. терминологии лад обычно трактуется как… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»